На главную

Раздаточный материал к магистерской диссертации

Раздаточный материал к магистерской диссертации


Оптимизация методов и алгоритмов контроля за финансовыми потоками страховой компании

Цель работы − разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию управления финансовыми потоками в деятельности страховых организаций Узбекистана.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи исследования:

- раскрыть сущность и содержание страховой деятельности организаций, определить особенности влияния на нее факторов внутренней и внешней среды;

- дать характеристику финансовых потоков страховой организации;

- провести анализ деятельности страховых организаций России и Узбекистана, выявить основные тенденции развития страхового рынка;

- исследовать особенности инвестиционной деятельности страховых организаций России и Узбекистана;

- выявить резервы улучшения деятельности страховых организаций и дать рекомендации по совершенствованию инструментов управления финансовыми потоками страховых организаций в Узбекистане с учетом российского опыта;

-предложить меры по совершенствованию инструментов управления финансовыми потоками страховых организаций.



Объектом исследования является деятельность страховых организаций России и Узбекистана.

Предметом исследования являются инструменты управления финансовыми потоками страховой организации.

Научная новизна диссертационного исследования:

1. Предложено уточненное определение страхования, которое подчеркивает двойственную его природу как особого специфического вида финансовых отношений и как вида предпринимательской деятельности.

2. Дана классификация признаков и требований страховых организаций, отличающаяся от существующих включением в нее нового признака страховой организации: определение ее как объекта надзора со стороны ЦБ РФ (в соответствии с вновь вводимыми требованиями в области надзора за деятельностью страховщиков).

3. Разработан алгоритм управления финансовыми потоками страховой организации с учетом вводимых требований ЦБ РФ в направлении осуществления своих надзорных функций в отношении страховщиков.

4. Предложен комплексный подход к созданию системы кураторства как органа, реализующего функции контроля и надзора за деятельностью страховых организаций со стороны Центрального банка Республики Узбекистан.

Понятие страхования

Страхование - это особый специфический вид финансовых отношений, возникающих и функционирующих только в связи со случайными опасными событиями (предпосылками) и убытками, наносимыми этими событиями насущным интересам физических и юридических лиц, действующих в строго оговариваемых сторонами сделки границах пространства и времени, а также особый вид предпринимательства, где предлагается специфический вид товаров и услуг - страховые товары и услуги.

Признаки страховой организации

Цели создания - Страховая организация создана для осуществления страховой деятельности, проводящей страхование и ведающей созданием и расходованием страхового фонда, что зафиксировано в уставе организации

Организационное единство - Обеспечивает действия коллектива лиц как единого целого, что выражается в уставе фирмы, договоре, административном акте

Собственное наименование организации - Наличие названия организации как собственного наименования страховой организации, отличного от других и необходимого для идентификации ее в гражданском обороте

Степень экономической самостоятельности - Самостоятельная имущественная ответственность, страховая компания является самостоятельным хозяйствующим субъектом и отвечает по своим обязательствам всем своими страховыми ресурсами

Наличие специальных разрешений - Страховая компания должна получить лицензию на осуществление своей деятельности

Юридический статус и организационно-правовая форма Юридическое лицо любой организационно-правовой формы

Формирование капитала - Складывается из поступлений страховых премий от юридических и физических лиц

Специфика накопления капитала - Сводится к расчету страховых премий

Предлагаемые товары, услуги - Страховые услуги, потребительная стоимость которых состоит в обеспечении страховой защиты

Особенности государственного регулирования - Объект контроля и надзора со стороны ЦБ РФ

Таблица 1 Динамика страховых выплат и премий страховщиков по видам страхования млн. руб.

Показатели

2013 год

2014 год

2015 год

Страховые премии, всего

Страховые выплаты, всего

Страховые премии, всего

Страховые выплаты, всего

Страховые премии, всего

Страховые выплаты, всего

Всего по всем видам страхования

901026,1

419843,0

987772,6

472268,6

1023819,3

509217,5

Добровольное страхование - всего

734160,8

324383,2

808922,8

363076,0

777593,0

367463,1

в том числе:

страхование жизни

84933,2

12335,0

108531,0

14228,3

129714,7

23687,6

личное страхование (кроме страхования жизни)

206929,7

1031089,0

219578,0

110493,4

209846,5

114446,8

имущественное страхование

418215,1

208939,3

420405,2

224513,7

374728,6

203680,7

страхование гражданской ответственности

29866,6

7206,5

37850,8

10304,5

41042,0

9519,3

страхование предпринимательских и финансовых рисков

19014,6

1687,7

22557,8

3536,1

22261,2

16128,8

Обязательное страхование - всего

166865,3

95459,8

178849,7

109192,6

246226,3

141754,3

в том числе:

обязательное страхование гражданской ответственности по ОСАГО

135450,0

78019,3

150917,8

90306,4

218693,0

123571,2

обязательное страхование, кроме ОСАГО:

31415,3

17440,5

27931,9

18886,2

27533,3

18183,2

-личное

18488,0

16754,4

176385,0

18804,3

18163,2

17136,9

-в том числе

Государственное страхование жизни и здоровья и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц

24790,1

16748,2

17530,2

17885,3

18069,2

17108,0

-имущественное

62,2

0,9

155102,7

183,7

3420,0

824,5

-гражданской ответственности

12865,1

685,2

6649,6

265,6

5950,1

221,8

Динамика рынка страховых услуг и инвестиций страховых организаций

Узбекистана

Таблица 2 Динамика рынка страховых услуг Узбекистана Млн.сум

Показатели

2013 год

2014 год

2015 год

% 2014 к 2013 году

% 2015 к 2014 году

1. Совокупный уставный капитал

287 300,4

361 295,4

420 711,4

126

116

2. Инвестиции, в том числе:

526 667,3

623 713,5

758 087,4

118

122

-депозиты (вклады)

237 922,2

293 908,4

355 003,7

124

121

-ценные бумаги

234 068,7

250 559,8

300 191,1

107

120

-займы

4 945,8

6 697,0

7 567,7

135

113

-недвижимость

19 199,0

27 845,7

38 776,0

145

139

-участие в уставном фонде предприятий

26 337,1

43 523,9

50 363,7

165

116

-прочие

4 194,3

1 178,7

6 185,1

28

525

3. Страховые премии, в том числе:

338 483,3

439 134,1

551 530,0

130

126

-добровольное страхование

235 535,4

300 670,3

364 819,9

128

121

-обязательное страхование

102 947,9

138 463,8

186 710,1

134

135

4. Страховые выплаты, в том числе:

66 919,8

74 632,6

111 001,9

112

149

-добровольное страхование

47 835,1

45 325,9

67 227,0

95

148

-обязательное страхование

19 084,7

29 306,6

43 774,8

154

149

Таблица 3 Динамика инвестиций страховых организаций Узбекистана, млн.сум

Показатель

2013 год

2014 год

2015 год

% 2014 к 2013 году

% 2015 к 2014 году

Инвестиции, в том числе:

526 667,3

623 713,5

758 087,4

118

122

-депозиты (вклады)

237 922,2

293 908,4

355 003,7

124

121

-ценные бумаги

234 068,7

250 559,8

300 191,1

107

120

-займы

4 945,8

6 697,0

7 567,7

135

113

-недвижимость

19 199,0

27 845,7

38 776,0

145

139

-участие в уставном фонде предприятий

26 337,1

43 523,9

50 363,7

165

116

-прочие

4 194,3

1 178,7

6 185,1

28

525

Таблица 4 Основные структурные проблемы и препятствия развития страхования Республики Узбекистан

Структурные проблемы

Препятствия

1. Слабая собственная инфраструктура

продаж:

- максимально быстрый рост премий при

помощи партнерских отношений;
- высокие уровни комиссионных вознаграждений, осуществляемых посредником;

- бухгалтерский учет и нормативный контроль, направленные прежде всего на учет прибыли (убытков), а не на контроль над балансами.

2. Андеррайтинг построен на основе движения денежных средств:

- гарантированный высокий темп роста, регулирование, сфокусированное на прибылях и убытках, что предполагает реализацию андеррайтинга на основе движения денежных средств;

- мировая страховая отрасль с наступлением кризиса достаточно стойкая, а российская отрасль - нет;

- страховая отрасль уязвима по отношению к экономической ситуации, не может играть стабилизирующую роль.

3. Отсутствие финансовой устойчивости

и контроля:

- построение многими страховщиками деятельности на модели франчайзинга с созданием региональных филиалов как мини-страховых компаний, с наличием всего, кроме собственного баланса;

- низкое качество активов на балансах;

- необходимо введение требований к капитализации для улучшения ситуации на рынке;

- финансовый контроль над отраслью слабее, чем на других рынках.

1. Отсутствие необходимой среды и стимулов для развития страхования:

- для реализации потенциала сегментов страхования жизни и накопительного страхования требуется введение налоговых стимулов для продуктов долгосрочного страхования с гарантированной доходностью;

- создание системы регулирования, обеспечивающей сохранность средств страхователей и организацию продаж в их интересах.

2. Параллельное существование систем ОМС и ДМС:

- сейчас система ДМС дублирует услуги, оказываемые в рамках системы ОМС;

- рассмотрение возможностей интеграции систем ОМС и ДМС в единую систему здравоохранения.

3. Препятствия, вызванные регулированием:

- требования получать лицензию на какой-либо отдельный вид страхования препятствуют конкуренции;

- требование использовать бумажные бланки полисов препятствуют повышению эффективности розничного страхования;

- отсутствие базы данных страховых историй делает неэффективной систему "бонус-малус".

4. Раздроблено представление интересов в отрасли:

- страховая отрасль состоит более чем из 40 самостоятельных ассоциаций, что делает представление интересов дорогостоящим и неэффективным;

- крупнейшие страховые ассоциации не являются саморегулируемыми организациями;

- однородное представление интересов отрасли, постепенная передача функций регулирования отраслевому союзу (союзам).

4. Неэффективный бэк-офис и инфраструктура:

- операционная деятельность низкая, функциональная деятельность в регионах дублируется;

- не задействуются синергетические эффекты;

- устаревшие ИТ-решения не созданы специально для страхового бизнеса;

- стоимость администрирования полиса страхования высокая

5. Недостаток ресурсов в учреждениях, управляющих рынком и определяющих нормативы:

- возможности страхового надзора ограничены в отношении человеческих ресурсов, навыков;

- Минфину требуются дополнительные кадры для определения политики в области страхования;

- для реализации фундаментальных реформ необходимо учреждение института ключевых заинтересованных сторон

Рекомендации по совершенствованию управления финансовыми потоками страховых организаций Узбекистана с учетом российского опыта

Рекомендации по совершенствованию управления финансовыми потоками страховых организаций:

Снижение уровня убыточности страховых операций:

Совершенствование судебного процесса по урегулированию претензий

Улучшение качества страхового и инвестиционного портфеля

Информационная консолидация страховщиков

Повышение тарифов по убыточным видам страхования либо группам клиентов

Улучшение взаимодействия с партнерами

Развитие кросс-продаж

Мероприятия в рамках антикризисных мер по сокращению расходов и увеличению доходов (притоков средств):

Снижение уровня мошеничества

Развитие продаж через Интернет

- Рекомендации для саморегулируемых организаций:

Проведение процессов стандартизации договоров страхования

Совершенствование порядка оценки и возмещения ущерба

Оптимизация бизнес-процессов

Задействование финансовой поддержки от акционеров

Совершенствование организации работы с клиентами

- Рекомендации для государства в области осуществления регулирования страховой деятельности:

Совершенствование законодательной базы по страхованию

Развитие частно-государственного партнерства

Разработка стратегии страховой деятельности

Введение института кураторства со стороны ЦБ Республики Узбекистан

Комплексный подход к созданию системы кураторства как органа, реализующего функции контроля и надзора за деятельностью страховых организаций со стороны Центрального банка Республики Узбекистан

Нововведением в практику регулирования страховой деятельности Республики Узбекистан может стать наше предложение по поводу организации института кураторства со стороны ЦБ Республики Узбекистан (по примеру новых направлений в области регулирования со стороны ЦБ РФ). Банковская система Узбекистана, как и России, двухуровневая.

Целью назначения кураторов является обеспечение осуществления ЦБ РУ функции контроля и надзора за деятельностью страховых организа­ций.

Задачи куратора:

– своевременная, полная и точная оценка финансового положения закре­пленной за ним страховой организации;

– выявление недостатков деятельности организации на более ранних ста­диях их появления, с целью защиты прав и законных интересов страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей;

– предупреждение и пресечение нарушений требований страхового зако­нодательства Российской Федерации;

– предупреждение возникновения ситуаций, угрожающих стабильности функционирования страхового рынка страны.

Спецпредставители ЦБ РУ будут оценивать состояние капитала, страховых резервов, страховых тарифов, перестрахование, качество активов, корпоратив­ное управление, включая организацию внутреннего контроля, прозрачность структуры собственности. Вся эта информация должна заноситься в досье на каждую фирму. Не реже одного раза в полугодие кураторы обязаны будут го­товить для регулятора развернутые аналитические записки о состоянии дел у своих подопечных.

Помимо оценки финансового положения страховых компаний кураторы должны будут искать недостатки в их работе и сообщать об этом регулятору, чтобы успеть вовремя принять меры для защиты клиентов конкретной страхо­вой организации и сохранения стабильности всего страхового рынка.

Спасибо за внимание!




 









Все права на материалы сайта принадлежат авторам. Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник ((администратор сайта).