На главную

Лабораторная работа – Инструменты выработки инновационных решений и управление поиском идей

Лабораторная работа – Инструменты выработки инновационных решений и управление поиском идей


Цель: ознакомиться с такими инструментами менеджмента инноваций, как метод мозгового штурма, метод Дельфи, метод номинальных групп, метод фокальных объектов, а также приобрести навыки создания эффективного механизма генерации новаторских идей

1. Теоретические основы

1.1. Метод фокальных объектов (МФО) создал в 1923г. Э. Кунце - профессор Берлинского университета, в 50-е годы, усовершенствовал метод Ч. Вайтинг в США. Метод отличается простотой и большими (неограниченными) возможностями поиска новых идей. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.

1. 2. Цель метода - совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.

1.3. Суть метода. Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.

1.4. Результат. Списки идей и предложений по новым модификациям объекта.

1.5. Достоинства: простота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме; нешаблонность выдвигаемых идей; универсальность метода.

Недостатки: непригодность при решении сложных задач; МФО и все его разновидности дают только простые сочетания; отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.

1.6. К основным инструментам управления поиском идей относятся система сбора предложений от сотрудников, команды непрерывного совершенствования, венчурные команды, инновационные команды, бенчмаркинг, использование известных идей.



1.7. Внедрение системы сбора предложений от сотрудников проходит в три этапа:

На первом менеджмент должен помочь сотрудникам подавать идеи по улучшению методов своей работы и работы организации. Это поможет людям задуматься над тем, как они выполняют свою работу.

На втором этапе менеджмент должен сделать акцент на обучении сотрудников. Чтобы подавать более качественные предложения, они должны уметь анализировать проблемы в их окружении, а это требует специальной подготовки.

Наконец, на третьем этапе, когда сотрудники не только заинтересованы, но и подготовлены к такой работе, менеджмент может поставить вопрос об экономическом эффекте поданных предложений.

2. Расчет

2.1. Алгоритм работы по МФО:

2.1.1. Определение объекта изменения/обновления (фокального объекта, т. е. объекта, который находится в фокусе нашего внимания)

2.1.2. Выбор случайных объектов. Случайные объекты не должны быть связаны с фокальным. Это могут быть:

- живые объекты (растения, животные, люди);

- производственные или непроизводственные организации (цирк, сумасшедший дом, завод);

- явления природы (гроза, водопад, пожар)

2.1.3. Определение параметров случайных объектов. У случайных объектов необходимо найти и выписать максимум их свойств, характеристик и функций, при этом надо избегать таких неопределённых терминов, как «красивый», «удобный», «модный», «надежный».

2.1.4. Связывание параметров случайных объектов с фокальным объектом.

2.1.5. Поиск творческих решений с опорой на найденные соотношения

2.1.6. Оценка решений и выбор решений, обладающих наиболее высоким инновационным потенциалом.

2.1.7. Разработка плана реализации полученного решения.

2.2. Управление поиском идей на основе системы сбора предложений от сотрудников

2.2.1. На заводе «КАМ-32» к ящикам предложений относятся серьезно. На территории предприятия их установлено три, причем один по дороге в столовую. Так руководство старается охватить все основные маршруты работников, чтобы в случае возникновения идеи ящик не пришлось искать долго. Но, несмотря, на все усилия активнее всего ящики заполняются перед крупными собраниями и важными совещаниями. В основном предложения касаются социальных условий на предприятии, повышения зарплаты и льгот.

Напишите, что, по вашему мнению, следовало бы сделать, чтобы в ящики для сбора предложений стали поступать реальные предложения по улучшению работы компании.

Пример выполнения лабораторной работы

на тему «Инструменты выработки инновационных решений и управление поиском идей»

Выработка инновационного решения на основе метода фокальных групп

Выбор фокального объекта (ФО): настольная лампа

Случайные объекты: кошка (А) и портфель(Б)

Поиск параметров случайных объектов и их формулировка одним словом (табл. 1).

Таблица 1

№п/п

Кошка (А)

Портфель (Б)

1

меховая

переносной

2

мяукает

вместительный

3

прыгает

ранец

4

теплая

кожаный

5

полосатая

закрывается

Выписываем все варианты полученных сочетаний (табл. 2)

Таблица 2

Комбинация

Содержание

ФО+А1

Меховая настольная лампа

ФО+А2

Настольная лампа мяукает

ФО+А3

Прыгающая настольная лампа

ФО+А4

Теплая настольная лампа

ФО+А5

Полосатая настольная лампа

ФО+Б1

Переносная настольная лампа

ФО+Б2

Вместительная настольная лампа

ФО+Б3

Настольная лампа ранец

ФО+Б4

Кожаная настольная лампа

ФО+Б5

Закрывающаяся настольная лампа

Творчески подходим к рассмотрению каждого сочетания. Необходимо подобрать несколько вариантов. Если полученное сочетание не ново, следует попробовать подобрать другой вариант. Например, в сочетании «теплая настольная лампа» можно предложить лампу, которая не только освещает, но и обогревает (остужает) помещение.

Ответ на вопрос «для кого?» помогает определиться с целевой аудиторией. Кто и зачем будет это покупать?

Например «Кожаная настольная лампа» можно продавать ее в магазинах дорогой мебели, как аксессуар для кожаных диванов, для кабинетов из дуба или ореха.

«Настольная лампа-ранец»: фонарик, встроенный в ранец школьника служить предупредительным сигналом для водителей в темное время суток.

На вопрос «где можно использовать?» нужно предлагать неожиданные варианты и места использования.

«Настольная лампа мяукает»: это может лампа, издающая звуки, например, со встроенным будильником, магнитофоном или радио. Можно использовать дома или на работе.

«Вместительная настольная лампа»: лампа, в которой предусмотрены места для хранения мелочей или канцелярских принадлежностей. Используется на рабочем столе.

Результаты оформить в таблице 3.

Таблица 3 План реализации инновационных идей

№п/п

Содержание комбинации

Предложение

1.

Теплая настольная лампа

Лампа, которая не только освещает, но и обогревает (остужает) помещение

2.

Кожаная настольная лампа

Аксессуар в магазине мебели для кожаных диванов, для кабинетов из дуба или ореха

3.

Настольная лампа-ранец

Фонарик, встроенный в ранец школьника

4.

Настольная лампа мяукает

Лампа, издающая звуки, например, со встроенным будильником, магнитофоном или радио

5.

Вместительная настольная лампа

Лампа, в которой предусмотрены места для хранения мелочей или канцелярских принадлежностей

Проверочные вопросы

1. Каковы этапы и правила проведения мозгового штурма?

2. В чем состоят особенности метода Дельфи?

3. Чем отличается метод номинальных групп от мозгового штурма?

4. Укажите характеристики эффективной системы управления идеями

Список литературы

1. Баркер А. Алхимия инноваций. – М. : Вершина, 2004.

2. Дандон Э. Инновации: как определять тенденции и извлекать выгоду. М.

3. Лифшиц, А. С. Управленческие решения : учеб. пособие . - М. : Кнорус, 2009. - 225 с.

4. Пужаев, А. В. Управленческие решения : учеб. пособие для студ. по спец. "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)". - М. : Кнорус, 2010. – 185с.

5. Такер Р. Б. Инновации как формула роста. М., 2006.







Похожие материалы



 









Все права на материалы сайта принадлежат авторам. Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник ((администратор сайта).